Содержание:
Особенность Советского периода — массовый выпуск техники специального назначения. Страна развивалась, строилась, осваивала новые земли под сельскохозяйственные нужды, поэтому нехватка тракторов ощущалась остро.
Необходимость в новой машине нарастала, поэтому т 150 трактор, детище Харьковского тракторного завода начал выпускаться как нельзя, кстати. За короткий период использования пользователь понял преимущества самоходной установки и оценил продукт. Агрегат надёжен, не прихотлив, работает без оглядки на климатическую зону, что важно для такой страны. Трактор 150 эксплуатировали во всевозможных сферах, агрегат узнаваем и распространён. Не случайно, в удалённых уголках бывшего Союза встречается памятник трактору т 150.
История трактора Т-150
Предшественник Т-150, самоходная установка Т-125. После поездки Никиты Хрущёва, 1-го секретаря ЦК КПСС, в США (1959г.) поставлена задача Харьковскому заводу, наладить выпуск колёсных тракторов для фермерских нужд. Руководил проектом главный инженер завода А.А.Сошников. Благодаря поставленной работе, в 1962 году выпущен первый Т-125, новый, оригинальный трактор, альтернативы которому не было. Эту самоходную машину впоследствии заменил трактор т150.
К концу шестидесятых годов прошлого века стало ясно, что будущее отрасли тракторостроения, ориентация на технику, способную достигать высоких результатов мощности и скорости. На этом фоне, главный конструктор Харьковского завода Б.П.Кашуба и главный инженер В.В.Библик пришли к единому мнению о создании новой модели унифицированного трактора, с возможностью использования гусеничного и колёсного хода.
Кашуба Борис Павлович (главный конструктор ХТЗ):
Несмотря на сложность задач, в 1973 году на конвейер поставлен гусеничный трактор т 150. Позже, после доработки и модернизации появилась колёсная модель – трактор т 150к. Машина пользовалась большей популярностью, поскольку наличие колёс позволяло использовать трактор и на стройке и в селе. В 79г. колёсная модель с успехом прошла международные испытания на полигоне в Небраске (США), это позволило ей выйти на международный рынок.
Трактор Т150:
Трактор т 150к получился удачным, из-за популярности выпуск происходит и сегодня. Отличительные особенности, мощность и производительность, надёжность, способность работать на скоростях до пятнадцати км/ч. За время выпуска, Харьковский завод произвел 753000 экземпляров машин, которые сегодня выполняют поставленные перед ними задачи.
Эксплуатационные показатели трактора Т 150К
Основа трактора, сдвоенная рама, соединённая шарниром. Такая конструкция наделяет изделие манёвренностью. Модель унифицирована, используется на гусеничном, или колёсном ходу, маркируется Т-150/Т-150К соответственно.
При повороте руля, меняя траекторию движения агрегата, половины рам поворачиваются кругом оси на подвижном креплении двух частей рам. Систему трактора в движение приводит гидравлика, работа которой напрямую связана с масляной помпой.
Комплектация передней половины рамы предусматривает:
- Силовую установку;
- Трансмиссию;
- Кабину водителя;
- Управляющие и контролирующие механизмы.
Плавность хода обеспечивается рессорами с профилем половины эллипса, прикреплёнными к передней паре колёс. Вторая пара установлена к базовым конструкциям жёстко. Импульс силовой установки ведущим колёсам передаётся валом кардана.
Т-150/Т-150К работают по формуле 4Х4. Усилие для движения по поверхности создаётся за счёт перематывания замкнутой сплошной ленты (Т-150) или за счёт колёсного хода с особым рисунком протектора (Т-150К). На колёсную модель устанавливают шины с низким давлением, одинакового размера 1440 на 510мм. Такая компоновка делает трактор проходимым, улучшая эксплуатацию на разных типах дорог.
Технические характеристики трактор т 150
Разъяснение | Показатель |
Габариты, мм (Д*Ш*В) | 6130*2406*3195 |
Дорожный просвет, мм | 400 |
Размер следа установки, миллиметров | От 1680 до 1860 |
Вес трактора т 150 в сухом виде, кг | 7535 |
Вес заправленной машины, кг | 8135 |
Развиваемое усилие, тонн | 3 |
Маркировка двигателя | СМД-60(62) |
КПП трактора т 150к | Механика |
Диапазоны (передачи) вперёд, шт. | 3(12) |
Диапазоны (передачи) назад, шт. | 1(4) |
Темп езды агрегата вперёд, км/ч | 1,8-30,1 |
Темп езды агрегата назад, км/ч | 6,6-10,4 |
Сколько будет весить трактор Т-150, зависит от применяемой навески.
Силовая установка самоходного агрегата Т-150К
Движение трактора возможно благодаря мотору СМД-60(62), сконструированного под агрегат.
Двигатель СМД-60(62):
Показатели силовой установки трактора Т-150, СМД-60(62):
- Тип установки – дизельный двигатель внутреннего сгорания;
- Количество тактов двигателя – 4;
- Количество камер объемного вытеснения двигателя, шт. – 6;
- Смесеобразование двигателя – непосредственный впрыск рабочей смеси, турбинный наддув;
- Охлаждение двигателя – жидкостное;
- Мощность двигателя, кВт/л.с. – 121,4/165;
- Обороты коленчатого вала двигателя, мин-1 – 2100;
- Работа камер объёмного вытеснения двигателя, порядок – 1-4-2-5-3-6;
- Объём установки, литров – 9,15;
- Камеры объёмного вытеснения двигателя, расположение – V-образно (90°);
- Поперечник камеры объёмного вытеснения двигателя, миллиметров – 130;
- Расстояние от нижней мёртвой точки до верхней мёртвой точки, миллиметров – 115;
- Компрессия двигателя – 15;
- Масса двигателя (зависит от комплектации), кг. — 950/1100;
- Удельный расход двигателем дизеля, г/кВ*ч – 248;
- Устройство пуска – бензиновый движок на два такта П-350 (13,5л.с.).
Коробка передач
Применяемая коробка — механика, с 12-ю скоростями и 4-мя диапазонами: неспешный, эксплуатационный, передвижение, реверс. Усилие силовой установки совокупности механизмов передаётся сухим трением между дисками. Коробка меняет импульс, конструктивно представляет собой основную и распределительную части.
В КПП установлены валы — ведущий и ведомый. У каждого вала есть шестерёнки постоянного зацепления с косыми зубьями. При переключении скоростей задействованы специальные устройства для соединения друг с другом концов вала. Устройства свободно сидят на валах и передают крутящий момент, избегая разрыва мощности диапазона. Переключение на другую передачу, включает гидравлические устройства, в последствии предыдущий поток разъединяется.
Коробка передач трактора Т-150К:
Важно: Переключение передач выполняется передвижением кулисы. Переключать диапазоны можно только на остановленном тракторе.
Раздаточная коробка распределяет импульс силовой установки на несколько потребителей, в нашем случае, между задними и передними колёсами трактора. Устройство механическое, двух диапазонное: перемещение (нагрузка максимальна), перемещение (бездорожье).
Коробка оснащена собственной гидравлической системой, включающей:
- Высокопроизводительная помпа (35 л/ч);
- Фильтрующие элементы;
- Подводящие патрубки;
- Устройства, перепускающие, предохраняющие регулирующие поток;
- Теплообменник;
- Гидравлический аккумулятор;
- Систему полых трубок.
Трансмиссия трактора Т-150
В состав механизмов, соединяющих двигатель с колесом, входят:
- Устройство сухого принципа, соединяющее друг с другом концы валов. Имеет два диска и пневматический усилитель привода;
- КПП;
- Кардан;
- Главная и конечная передачи;
- Дифференциал между колёсами.
Импульс раздаточной коробки передаётся на дифференциалы колёс (передних и задних) с помощью кардана. Вал оборудован промежуточной опорой и соединением шлицами, за счет которых меняется протяжённость детали на поворотах машины. Если смещение двух половин рам существенно, агрегат не теряет работоспособность. Установка с полным приводом, на задних колёсах привод постоянен, переднее шасси подключаемое.
Кабина установки Т-150К
Управляется трактор Т-150К из кабины водителя. Пространство закрытое, с круговым обзором. Во внутреннем пространстве разместились управляющие механизмы, измерительные и контрольные средства.
Кабина:
Средства:
- Руль с клаксоном и тумблерами включающими освещение;
- Орган управления топливным насосом;
- Педали: тормоз, газ, сцепление;
- Кулиса;
- Ручник;
- Орган управления передними колёсами;
- Орган контролирующий гидравлику обвеса;
- Доска приборов;
- Элемент фильтрации воздуха, прибор управления климатом.
Модификации Т-150К
На базе машины выпускают самоходные агрегаты, выполняющие специфические задания.
- Т-155. Буксировочный трактор, увеличенной грузоподъёмности;Т-155К. Тягач колёсный;
- Т-156. Погрузчик, оборудован ковшом фонарями (8 штук);
- ЛТ-157. Заготовщик леса;
Трактор ЛТ-157:
- Т-158. Колёсный промышленный трактор;
- Т-150КД. Трактор с бульдозерным отвалом.