Содержание:
Колесные тракторы МТЗ по праву считаются одними из самых удачных во всей истории тракторостроения. Среди них и трактор МТЗ-82 – неприхотливый, надежный, компактный и при этом очень производительный. Данная машина является универсальной, ее можно эксплуатировать не только в сельском хозяйстве, но и во многих других отраслях. Tractor MTZ – это незаменимый помощник во время пахоты, обработки почвы, сборке урожая и т.д. Он используется для транспортировки грузов, в строительной и промышленной сфере, в коммунальных службах.
Устройство
МТЗ-82.1 получил полный привод – этот факт отличает его от многочисленных предшественников. Этого удалось добиться за счет установки переднего моста, который стал ведущим, вместо стандартной оси. Он подключается по мере необходимости.
Обращает на себя внимание конструкция рамы. Это полурамная основа, которая имеет комбинированный тип изготовления. Передняя часть трактора изготовлена из бруса, лонжеронов и других вспомогательных узлов и деталей. Этот механизм и служит несущей конструкцией всей машины. В задней части эту задачу выполняет корпус трансмиссии. Трактор Беларус-82 способен выдерживать значительно большие нагрузки, чем предыдущие поколения. А это позволяет устанавливать на него практически любые типы навесного оборудования.
Внешний вид МТЗ-82 трактора имеет опрятный и современный внешний вид, так как модель постоянно дорабатывается (первые машины сошли с конвейера еще в 1978 году). Несмотря на то, что он относится к категории малой сельскохозяйственной техники, для нее он достаточно габаритный:
- высота трактора МТЗ-82 с большой кабиной – 2,8 метра;
- ширина по колесам – 1,9 метра;
- длина – 3,8 метра.
Компоновка трактора стандартная. Кабина водителя расположена сразу за аппаратной частью, которая прикрывается удобным откидным щитком, заменяющим здесь капот.
Коробка переключения передач
В тракторе МТЗ-82 устанавливается механическая КПП. Она имеет девять передних и 2 задних передачи. Включение той или иной передачи напрямую зависит от текущего режима редуктора. Чтобы включить определенную скорость, необходимо предварительно выбрать нужный режим. Схема соответствия и комбинирования скоростей расположена непосредственно в кабине.
О том, что требуемый режим редуктора включен, будет свидетельствовать факт нахождения рычага переключения передач в нейтральном положении.
Силовой агрегат
Как и полагается надежной машине, этот трактор комплектуется качественным, проверенным годами мотором марки ММЗ Д243. Двигатель представляет собой четырехтактную силовую установку с четырьмя цилиндрами (рядными). Это дизельный мотор объемом 4,75 литра. Его мощность составляет 81 л.с., при максимальной частоте вращения 2200 оборотов в минуту.
Технические характеристики двигателя:
- впрыск – атмосферный (турбированные варианты в этой модели не используются);
- смазка – комбинированная, осуществляется разбрызгиванием или под давлением. Узел состоит из масляного фильтра, масляного картера, маслонасоса и радиатора;
- топливная система – традиционная, два топливных насоса (высокого и низкого давления), топливопроводы, фильтры;
- система пуска – электро-стартерная. При низких температурах, если запуск силовой установки усложняется, можно задействовать электро-факельный пускач.
Расход топлива – 226-229 г/кВт.ч., что зависит от текущей мощности.
Навесное оборудование
Данная модель является универсальной, соответственно, ее тягово-сцепное устройство поддерживает установку большого количества навесного оборудования. Это могут быть сеялки, плуги, культиваторы, бороны, разрыхлители, стогометы, ворошилки, прицепы, отвалы, погрузчики, ковши, пылесосы, цистерны, подметальные машины, буры, экскаваторные приспособления и многое другое.
Трактор марки Беларусь-82 с помощью навесного оборудования превращается в технику совершенно иного типа, например:
- экскаватор-погрузчик;
- экскаватор цепной;
- транспортировочную машину;
- снегоуборочную машину;
- технику для строительства дорог;
- косилку;
- кусторез;
- ямкокопатель.
И это далеко не полный перечень возможностей, которыми обладает этот уникальный трактор.
Экскаватор на базе компактного трактора
Использование экскаваторного, бульдозерного и погрузочного навесного оборудования является наиболее распространенным (после сельскохозяйственного). Поэтому МТЗ-82 активно эксплуатируется в промышленном секторе, для строительства работ, заготовки леса, транспортировки различных грузов, рытья котлованов и т.д.
Экскаватор на базе этого трактора отличается своей производительностью и неприхотливостью. Но главное его преимущество – это маневренность. Эта машина сама по себе небольшая и сравнительно легкая, поэтому с ее помощью можно выполнять различные задачи на сложных участках, где традиционные габаритные экскаваторы и бульдозеры даже не могут проехать.
Повышение производительности на мерзлых или слишком вязких грунтах достигается за счет его предварительного рыхления.
Копновоз универсальный навесной
КУН – очень популярный тип навесного оборудования. Он используется для транспортировки и складирования сена, а также для эффективного перемещения сыпучих грузов. По своей конструкции является представителем семейства фронтальных погрузчиков. Преимущество КУНа – это то, что его можно модифицировать под собственные потребности или вообще, изготовить самостоятельно.
Технические характеристики трактора МТЗ-82
Трактор МТЗ-82, технические характеристики которого разнообразны, требует детального рассмотрения наиболее важных узлов и механизмов трактора по отдельности.
Кабина
С каждым поколением рабочее место механизатора становится все более комфортным и эргономичным. Кабина просторная, стекла есть со всех сторон, боковые открываются, установлен люк в крыше. Отмечается хорошая звукоизоляция, рабочее место надежно защищено от пыли, шума, вибрации и осадков.
Важные преимущества – полное соответствие современным стандартам безопасности, наличие обогревателя и качественной системы фильтрации воздуха. Базовая модификация комплектуется одним сиденьем, но можно установить и второе – по спецзаказу.
Рулевое управление
Управление трактором осуществляется с помощью соответствующего оборудования гидрообъемного типа. По умолчанию гидромеханический усилитель руля отсутствует – его устанавливают только по индивидуальному заказу. Конструкция рулевой системы предполагает наличие одного цилиндра, который располагается внутри рулевой трапеции.
Механизм питается с помощью гидравлического насоса шестеренного типа. В некоторых модификациях используется дозаторный насос, действие которого не отражается на рулевой системе.
Трансмиссия
Коробка передач в этом тракторе механическая. Она имеет девять ступеней, два диапазона, комплектуется двухступенчатым понижающим редуктором. Эти характеристики, а также отсутствие синхронизации, позволяют машине двигаться на 18 передних передачах и 4 задних.
Переключение передач осуществляется с помощью системы сцепления замкнутого типа. Однодисковая муфта фрикционного типа отводится от двигателя с помощью нажатия соответствующей педали. Для увеличения длительности службы ведомого диска на него могут устанавливаться износостойкие керамические накладки.
Минимальная скорость движения трактора – 2 километра в час, максимальная (если масса трактора МТЗ-82 стандартная) – примерно 34 км/ч. Есть возможность дополнительной установки гидравлического контроллера хода.
Передний мост
Характеристики:
- ведущего типа, с раздвижной балкой;
- управление – механическое;
- дифференциал – с усиленной силой трения, автоматическая блокировка;
- привод состоит из двух валов карданного типа, оснащенных промежуточной опорой;
- колесный редуктор – конический.
Задний мост
Характеристики:
- тип – составной;
- привод – постоянного типа;
- колесный редуктор – цилиндрического типа;
- дифференциал – блокирующийся, комплектуется четырьмя цилиндрическими конечными сателлитами.
Тормозная система
Тормоза здесь устанавливаются только на задние колеса. Это классические дисковые стояночные и основные тормоза сухого типа. Управление – механическое, с помощью педалей. Можно включать тормозную систему для каждого борта по отдельности. При транспортировании грузов допускается активировать режим блокировки.
Тормозная система работает с помощью пневматического привода, который соединен с нагнетательным компрессором, установленным непосредственно на силовом агрегате. Регулировка простая, специфических знаний не требует, так как для этого предусмотрен специальный регулятор давления.
Электрооборудование
Электросхема трактора – это генераторная установка, пусковой стартер, электро-факельный подгорев и выпрямитель напряжения. Мощность генератор в стандартной комплектации – не меньше 700 Вт.
Вал отбора мощности
Для активации установленного навесного оборудования необходим соответствующий механизм. В данном случае это двухскоростной вал отбора мощности. Его конструкция имеет задний тип, вращается по часовой стрелке. Для того чтобы пользоваться валом при скоростной работе двигателя, потребуется установить соответствующий хвостовик.
Гидронавесная система
Гидросистема раздельно-агрегатного типа, с шестеренным насосом. Трактор комплектуется гидронавесным оснащением стандартного типа, которое позволяет регулировать присоединяемые механизмы по высоте. Установка силового регулятора способствует расширению возможностей системы. Грузоподъемность – не менее 3200 кг и не больше 6500 кг. Вес белорусского трактора МТЗ-82 растет по мере присоединения навесного оборудования.
Ходовая система
- база – традиционная колесная;
- тип – 4х4;
- привод – задний, но есть модели с полным;
- колеса – пневматического типа.
Особенности обслуживания
МТЗ-82 – неприхотливый и надежный. Его легко заводить, он не глохнет, способен проходить на сложных участках, сравнительно экономичен, удобный и маневренный. Весит трактор МТЗ-82 гораздо меньше, чем его аналоги. Учитывать массу машины рекомендуется и при установке на нее навесного оборудования.
Помимо высоких функциональных возможностей, отмечается хорошая ремонтопригодность данной техники. Запчасти, в том числе и расходники, хорошо распространены, они имеют доступную стоимость. Ремонт трактора МТЗ-82 требуется достаточно редко, особенно если сравнивать с другими машинами такого же класса.
Перед началом использования трактора обязательно надо прочесть инструкцию. Обслуживание заключается в регулярной замене или доливке рабочих жидкостей и соблюдения основных эксплуатационных требований.