Содержание:
Среди сложных устройств и механизмов, присущих автомобилю, КПП КамАЗ занимает лидирующие позиции. Миссия, возложенная на коробку, первостепенна, представить работу машины без трансмиссии невозможно. Сопоставив размер устройства с габаритами и весом автомобиля, становится понятным уровень нагрузок, испытываемых агрегатом. Технологии, обеспечивающие работоспособность изделия, заставляют посмотреть на трансмиссию под другим углом.
На грузовую технику возлагаются задачи, сложность которых не сопоставима с легковыми аналогами. Выбор конструкторами механики повышает надёжность и работоспособность устройства. Однако, незнание и отсутствие опыта эксплуатации, негативно сказывается на состоянии коробки, поэтому к управлению автомобилем допускают обученный персонал.
КамАЗ-53215:
Разновидности используемых коробок
За время выпуска автомобилей, устройство КПП КамАЗ неоднократно дорабатывалось и улучшалось. На процесс влияли условия эксплуатации техники и весовые характеристики машины. Чем сложней условия эксплуатации автомобиля, тем жёстче требования предъявляются к трансмиссии. Как результат, на одно и то же шасси КамАЗ часто ставят отличающиеся конструкцией коробки.
Модификации устанавливаемых коробок:
- Коробка «14»;
- Коробка «15»;
- Коробка «142»;
- Коробка «152»;
- Коробка «16»;
- Коробка «154»;
- Коробка ZF-9;
- Коробка ZF-16;
Коробка КамАЗ-142:
Модификация «14», это пяти ступенчатый механизм с редуктором. Пятнадцатая модель оснащена десятью ступенями, в состав конструкции входит двухступенчатый делитель, расположенный спереди. Механизмы относятся к первым коробкам, выпущенным для нужд КамАЗа. Управление устройствами происходит дистанционно, рычагом. Механический редуктор получает команды, поданные пневматическими и механическими устройствами, посредством селектора.
Коробка «142» (Артикул 142.1700025), это усовершенствованная модель четырнадцатой трансмиссии. Изделие оснащено пятью передними и двумя задними скоростями.
«152» модель (Артикул 152.1700156), это усовершенствованная пятнадцатая трансмиссия. Коробка совершает десять передних и два задних переключения. Кроме того, конструкция оснащается делителем для предотвращения потери мощности на сложных участках.
Характерно, что модели «четырнадцать» и «пятнадцать» полностью взаимозаменяемы с модифицированными трансмиссиями «142», «152».
Модификация «16» имеет восемь ступеней переключения. Также, предусмотрен редуктор и коробка понижения, которая крепится позади трансмиссии. Администрирование редуктором происходит с помощью штока, так же предусмотрена страховка неверного запуска реверса.
Коробка КамАЗ-154:
Модификация «154» совершает десять включений вперёд и два назад, отличие, это использование в конструкции конических подшипников. Механизмы снижают вес, внутреннее трение, увеличивают эксплуатацию, разрешают применять больший уровень нагрузок к изделию.
Коробки серии «ZF» это продукция, выпускаемая совместно с Немецкими партнерами, для изделий характерна точность и производительность, кроме того, в сравнении с другой продукцией изделия с теми же параметрами весят меньше. Модификация «ZF-9», совершает девять передних, одно заднее и дополнительное пониженное переключение.
Модификация «ZF-16» (Артикул 1341.002.073) располагает шестнадцатью передними передачами и одной задней, конструкция содержит делитель и мультипликатор.
Коробка КамАЗ ZF 9S:
Поскольку эксплуатация транспортного средства подразумевает постоянное изменение дорожных и нагрузочных условий, коробка КамАЗ так же подвергается изменениям. Так, на машины с меньшей грузоподъёмностью и меньшими испытываемыми нагрузками устанавливают изделия с меньшим количеством передач. Нагруженный транспорт, такой как автопоезда, тяжёлые самосвалы используют для передвижения 10 передач и более.
Назначение и описание коробки КамАЗ
Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Так, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса машины через детали трансмиссии.
Установка КПП на машину КамАЗ выполняется восемью шпильками, по четыре штуки с каждого бока. Монтаж изделия ведётся к поддону муфты (две шпильки сверху), две шпильки снизу ввинчиваются в поддон КПП.
Плавный переход с режима на режим, обеспечен благодаря синхронизаторам. Администрирование происходит на расстоянии, за счёт переключающего рычага, установленный привод — механика. Коробки, оборудованные делителем для смены режима, применяют пневматический привод.
Коробка КамАЗ ZF 9S:
Отношение зубьев ведомой шестерни к ведущей КПП КамАЗ:
Режим | Модификация коробки: | |||||||||||
«14» | «15» | «142» | «152» | «16» | «154» | «ZF-9» | «ZF-16» | |||||
повышенная | пониженная | повышенная | пониженная | повышенная | пониженная | |||||||
1 | 5,62 | 7,82 | 6,38 | 7,82 | 6,38 | 8,39 | 7,82 | 6,38 | 10.24 | 13.80 | 11.55 | |
2 | 2,89 | 4,03 | 3,29 | 4,03 | 3,29 | 5,50 | 4,03 | 3,29 | 6.576 | 9.59 | 8.02 | |
3 | 1,64 | 2,5 | 2,04 | 2,5 | 2,04 | 3,93 | 2,5 | 2,04 | 4.78 | 6.81 | 5.70 | |
4 | 1,00 | 1,53 | 1,25 | 1,53 | 1,25 | 2,87 | 1,53 | 1,25 | 3.531 | 4.58 | 3.84 | |
5 | 0,724 | 1,00 | 0,815 | 1,00 | 0,815 | 2,12 | 1,00 | 0,815 | 2.61 | 3.021 | 2.52 | |
6 | — | — | — | — | — | 1,40 | — | — | 1.86 | 2.09 | 1.75 | |
7 | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | 1.35 | 1.49 | 1.24 | |
8 | — | — | — | — | — | 0,73 | — | — | 1.0 | 1.00 | 0.84 | |
9 | — | — | — | — | — | — | — | — | 0.74 | — | — | |
Задняя | 5,30 | 7,38 | 6,02 | 7,38 | 6,02 | 11,01 | 7,38 | 6,02 | 9.44 | 13.17 |
В механизм заливается нужное количество масла, это помогает снизить трение в КПП КамАЗ. Для нормального функционирования количество масла, в зависимости от модификации варьируется в пределах 8,5-12 литров. Смазка коробки комбинированная, происходит как под давлением, так и разбрызгиванием. Под давление жидкость подаётся к подшипникам шестерён, остальные детали смазываются самотёком. Трансмиссия, выпущенная заводом КамАЗ не прихотлива к маслу, для эксплуатации используют жидкость ТСп-15К, или МТ-16П. Коробки серии «ZF» заправляют импортными маслами, такими как Castrol EP 80W или Mobil GX-A 80W. В регионах, где климатические условия выходят за рамки стандартных, смазку заливают, исходя из требований спецификации.
Делитель на коробку КамАЗ:
Устройство коробки КамАЗ
Модификации трансмиссии отличаются эксплуатационными параметрами (например, значениями передаточных чисел) и конструкцией некоторых узлов. Однако, базовые детали и механизмы остаются такими же.
Базовые узлы:
- Поддон коробки (поддон сцепления монтируется спереди);
- Валы совместно с шестерёнками: главный, ведомый, средний;
- Синхронизирующие устройства, подшипники;
- Совокупность шестерёнок реверса;
- Заглушка в сборе с узлом переключения.
Схема КПП КамАЗ:
Верхушка трансмиссии содержит канал, подающий масло в пространство нагнетания. Обеспечение рабочей жидкостью происходит посредством технического патрубка, имеющего пробку и измеритель уровня. Низ поддона оборудован пробкой слива, в деталь встроен магнит, сделано это для устранения крошек металла, из смазки.
По бокам поддона установлены лючки, через изделия возможно монтирование механизмов отвода мощи. Лючки оборудованы заглушками с элементами уплотнения. Примечательно, что забор мощи у движущейся машины запрещён.
Снятие нагрузки с силовой установки происходит механизмом делителя. Редуктор увеличивает передаточные отношения, включается устройство рычагом кулисы.
Базовые узлы делителя:
- Управляющий клапан, поддерживает режим прямой и пониженной скорости, монтируется на основе переключателя;
- Вентиль контроля постоянства выходящего напора. Клапан сбрасывает избытки напора, когда превышаются показатели, частично отводит воздух на управляющий вентиль и клапан делительного устройства;
- Вентиль, привода делителя. Деактивация сцепления провоцирует, подачу напора воздуха на устройство, отключая и включая пониженную скорость;
- Делительный механизм. Содержит поршень, рычаг которого соединён со штоком, связанным с валиком вилки узла. Смещение поршня инициирует воздушный напор, это меняет режим работы коробки;
- Патрубок, распределяющий воздушный поток.
КамАЗ-6520 «Мамонт»:
Базовые параметры коробок:
Модификация | Скорости | Вес КПП КамАЗ, кг | Применение |
«14» | 5 скоростей + реверс | 250 | 4310, 5320, 5410 |
«15» | 5 скоростей + реверс | 296 | 5311 |
«142» | 5 скоростей + 2 реверса | 256 | 53215 |
«152» | 10 скоростей + 2 реверса | 300 | 53212 |
«16» | 8 скоростей + реверс | 305 | 6520, 4308 |
«154» | 10 скоростей + 2 реверса | 330 | 44108, 43118 |
«ZF-9» | 9 скоростей + реверс + пониженная | 190 | 65115, 65117 |
«ZF-16» | 16 скоростей + реверс | 289 | 43114, 6460, 65225 |
На то, сколько весит КамАЗовская коробка, влияет несколько факторов. Во-первых, это комплектация устройства, наличие раздаточного механизма, мультипликатора и др. Кроме того, важен материал изготовления и уровень наполнения продукта смазочной жидкостью.