Содержание:
Моторный завод в Минске известен за пределами содружества, немалую роль в прославлении предприятия сыграл двигатель Д 260. Силовая установка начала выпускаться относительно недавно, первые образцы покинули конвейер в 1992 году. Пользователи одобрительно отнеслись к мотору, поставив изделие в один ряд с прославленным продуктом Ярославского завода «ЯМЗ-236».
Дизель с шестью камерами показал себя, как надёжный, безотказный, универсальный агрегат. Как следствие, за короткий промежуток времени выпущены десятки тысяч экземпляров продукта. Стараясь сделать изделие универсальным, конструкторы создали линейку модификаций, которые применяются не только на самоходных установках, а и на машинах по сбору урожая, автобусах, грузовиках. Двигатель 260 вынослив с повышенным ресурсом, эксплуатируется в температурном промежутке (+40/-45°С), что делает аппарат востребованным и популярным изделием.
Трактор Т-150:
История двигателя Д-260
Существованию, завод по выпуску моторов в Минске обязан тракторному предприятию (МТЗ), рядом с которым его построили. Начало положено в 1960 году, когда стало ясно, что выпускаемым самоходным установкам не хватает двигателей. Решение о строительстве принято мгновенно и уже через два года на новом конвейере начался серийный выпуск мотора «Д-50». Впоследствии, каждый трактор «Белорус» имел «Минскую» тяговую установку.
Шести камерный двигатель Д 260 МТЗ, это первое изделие подобной конструкции, которое выпустило предприятие. Мотор спроектировали и построили собственными силами, работа велась в 90-х, серия запущена в 92 году. В перечне клиентов состоят свыше 44 предприятий, расположенных на территории: России, Украины, Польши и др. Среди потребителей: «МАЗ», «Ростсельмаш», «КрАЗ». Год 2006 ознаменовался выходом в свет 50000 аппарата, который приобрёл завод «Амкодор-Ударник» (производитель техники для строительства дорог).
Двигатель 260:
Описание мотора
Устройство двигателя Д 260 предусматривает наличие шести камер, выстроенных в ряд и выполняющих четыре такта за цикл. Материал остова установки — чугун, в который запрессованы «мокрые» гильзы. Для большего эффекта охлаждения, применяются масляные распылители, направляющие жидкость в днище вытеснителей. Коленчатый вал из стали, помещён в остов мотора, коренные и шатунные шейки изделия 85,25 и 73мм соответственно. Ход вытеснителя при таких условиях на уровне 125мм, вытеснитель сечением 110мм, выполнен из алюминия, шатуны — стальные.
Головка:
Силовую установку, объёмом 7,12 литра. Головка остова выполнена из чугуна, внутрь изделия вставлены сёдла, обслуживающие 12 клапанов. Распределительный вал мотора расположен внутри остова, передача усилия клапанам происходит посредством толкателя, штанги и коромысла. На одну камеру приходится два клапана — впускной и выпускной, сечением 48 и 42мм соответственно. При проведении планового осмотра, контролируют степень износа, после превышения допустимого уровня, изделия регулируют.
Для питания мотора используют «363» помпу Ярославского завода дизельной аппаратуры. Так же устанавливается турбинный компрессор ТКР 7. Для соответствия постоянно меняющимся экологическим стандартам, приходится дорабатывать и двигатель. Первая доводка проводилась в 1998 году, тогда устройство стало соответствовать требованиям «Евро-1». Череда следующих улучшений пришлась на 2001 и 2005 год, когда мотор довели до «Евро»-2 и 3 соответственно. В последнем случае ради достижения результата применили впрыск Common rail совместно с топливной помпой и электронным управлением «Bosch».
Блок:
Двигатель Д 260 технические характеристики
Что бы сделать мотор универсальным, конструкторы постоянно дорабатывали и улучшали агрегат. Как следствие, появились модификации, предназначенные для техники, отличающейся по назначению. Тем не менее база мотора осталась неизменной конструкции.
Характеристики мотора:
Показатель: | Значение: |
Кто производит | Завод моторов в Минске |
Выпуск мотора | 1992-наше время |
Сырьё остова | чугун |
Питание мотора | Дизель |
Охлаждение мотора | Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией |
Количество и расположение камер мотора | Шесть, в ряд |
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) | 2 |
Сечение камеры мотора, (мм.) | 110 |
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) | 125 |
Компрессия мотора | 15,0/17,0 |
Объем двигателя, (л) | 7,120 |
Мощь мотора, (лошадей) | 102-280/1800-2100 |
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) | 497-1124/1300-1600 |
Порядок работы двигателя Д 260 | «153624» |
Соответствие стандарту мотора, (Евро.) | «нуль — три» |
Вес двигателя, (кг) | 650 |
Расход, (л/сотню км.) | 24 |
Смазка мотора | Напор + брызги + пар |
Масло мотора, марка | 10(15)W-40 |
Утрата смазки мотором, (%/к топливу) | 1,1 |
Количество масла в двигателе Д 260, (л.) | 19,5 |
Смена смазки в моторе, (часов) | 250 |
Рабочая температура, (°С) | 91 |
Габариты «Д/Ш/В», (мм) | 1310/645/1021 |
Запас прочности мотора, (часов) | 10000 |
Коленчатый вал:
Неполадки мотора Д-260
За двадцать с лишним лет эксплуатации двигатель Д-260 показал себя как надёжный агрегат, но изделию присущи и недостатки.
- Работа мотора сопровождается перегревом.
В первую очередь проверяют, не засорён ли радиатор. Смотрят, не повреждён ли ремень привода вентилятора, устройство регулировки температуры. Проверяют водяной насос, устройство зажигания, а так же целостность гильзы и остова.
Демонтаж головки:
- Работа мотора сопровождается дымом.
Если выхлоп с чёрным оттенком, проверяют распылители, топливную помпу, очиститель воздуха. Синеватый дым говорит о попадании масла в камеру, либо топлива в масло. Дым белого цвета свидетельствует о наличии воды в топливном баке, неверном угле впрыска, либо нарушении в регулировках клапанов.
- Мотор перестаёт работать.
Уделяют внимание топливным фильтрам, проверяют, нет ли воздуха и воды в топливном контуре.
- Мотор не запускается.
Проверьте работоспособность топливной помпы, состояние фильтров, распылителей, наличие воздуха в топливном контуре.
- Работа мотора сопровождается стуком.
Проверьте настройки топливной помпы, распылители. Возможно, проблема кроется в регулировке клапанов двигателя, либо в вытеснителях и вкладышах.
- Мотор не запускается.
Проверьте настройки топливной помпы, распылителей, наличие воды в топливном контуре.
- Мотор троит.
Проверьте топливную помпу, подводящие патрубки, наличие воды и воздуха в топливном контуре, возможны поломки насоса.
- Мотор не тянет.
Как правило, поломка кроется в настройках насоса. Так же влияет сбои распылителей, выход из строя фильтрующего элемента, турбины.
- Работа мотора сопровождается вибрацией.
К частым причинам относятся поломки топливной помпы, распылителей, трубок. Кроме того, быстро изнашиваются подушки. Из серьёзных причин: поломка коленчатого вала, противовесов. В этом случае потребуется разборка двигателя Д 260.
Порядок регулировки клапанов двигателя Д 260
Процедура проверки и регулировки клапанов проводится регулярно, через каждые 500 часов работы. Манипуляции делают на холодном моторе, температура жидкостей которого на выше 60°С.
Значения промежутков:
- Вентиль впуска: 0,25мм;
- Вентиль выпуска: 0,45мм.
Процедура регулировки:
Настройка проходит с соблюдением порядка:
- Демонтируйте колпачки камер, проконтролируйте момент затяжки крепления, фиксирующего коромысла;
- Прокрутите вал до момента, когда оба клапана открыты в камере №1;
- Установите нужное значение промежутка на вентилях: 3,5,7,10,11,12;
- Прокрутите вал, до момента, когда оба клапана открыты в камере №6;
- Установите нужное значение промежутка на вентилях: 1,2,4,6,8,9;
- Для настройки, ослабьте удерживающую гайку крепежа настройки, после, меняя положение винта, установите нужный технический зазор при помощи щупа;
- Зафиксируйте зазор удерживающей гайкой и проконтролируйте значение щупом;
- Отрегулировав детали, установите колпачки крышек на место в порядке, обратном разборке.