Трактор ЮМЗ-6: Технические характеристики и обзор трактора

Трактор ЮМЗ-6 обзор

Среди разнообразия разработанных промышленностью СССР тракторов выделяется продукция Южного машиностроительного завода в Днепропетровске (ныне Днепр). Созданный в конце 60-х гг. трактор ЮМЗ с маркировкой ЮМЗ-6 производился на предприятии до 2001 года, машина в различных модификациях считалась лучшей в стране в своем классе. Высоко оценивали ее и на Западе, а Швеция даже официально приобрела техническую документацию, наладив на ее основе выпуск собственной техники.

Общая информация

ЮМЗ-6 производился

ЮМЗ-6 – представитель универсальных колесных тракторов общего назначения, входящий в линейку «Беларусь», изначально выпускавшуюся тракторным заводом в Минске, но в дальнейшем освоенную на ЮМЗ. Виды допустимых для трактора работ и операций:

  • сельскохозяйственная деятельность с применением полунавесных, навесных устройств, многофункциональных прицепов;
  • дорожные работы;
  • строительство;
  • лесотехнические операции;
  • прочие виды спецработ;
  • функции привода для стационарных и мобильных агрегатов;
  • транспортировка на прицепах.

Для ЮМЗ-6 создана индивидуальная линейка навесных агрегатов, добавляющая трактору различный функционал, необходимый для тех или иных работ. Машину можно трансформировать в:

  • землеройный аппарат;
  • погрузчик;
  • бульдозер;
  • экскаватор, и др.

Благодаря удачной конструкции и простоте обслуживания трактор может быть переоборудован и на заводе, и в условиях специализированной мастерской на месте.

История трактора ЮМЗ-6

В СССР имелась распространенная практика, когда разработанная в конструкторском бюро одного предприятия техника осваивалась другим предприятием из той же сферы, и выпускалась либо под исходной маркой, либо под собственным наименованием завода-преемника. Прототипом трактора ЮМЗ-6 стала машина Минского тракторного завода МТЗ-5 «Беларусь». С 1958 г. выпуск этого трактора освоили на ЮМЗ, маркировка при этом не менялась. Сохранилась технологическая преемственность, исходная конструкция трактора разработки МТЗ оставалась без изменений.

МТЗ-5, прототип трактора Южмаша. Архивное фото:

МТЗ-5 прототип

Интересно, что Южный машиностроительный завод изначально не задумывался как тракторный.

По замыслу советского руководства, он должен был стать автомобильным предприятием, но в 1951, еще в процессе стройки, его перепрофилировали под выпуск ракетной техники, а тракторное производство развернули, преследуя две цели:

  • скрыть основное направление деятельности от иностранной разведки;
  • восполнить потребность государства в тракторной технике.

В конце 60-х ЮМЗ создал собственную модификацию, ставшую переработкой МТЗ-5. Новый трактор получил маркировку ЮМЗ-6, став модернизацией исходного образца Минского завода. Опытные экземпляры были собраны в Днепропетровске в 1966 г., а серийный выпуск начался в 1970. Спустя 2 года количество выпущенных машин достигло 100 тыс. экземпляров.

За годы конструкция трактора улучшалась и дорабатывалась. Серийно изготовитель производил 4 модификации, о которых будет рассказано далее. Пользователи отмечали высокие эксплуатационные характеристики, надежную и не переусложненную конструкцию трактора, позволявшую обслуживать его даже вне специализированных предприятий.

Интересно: ЮМЗ-6 и его модификациями активно интересовались зарубежные покупатели. Так, примечательно, что концерн Volvo в 1974 г. приобрел у СССР техническую документацию на трактор и создал на ее базе агрегат Volvo BM-700. Этот трактор пробыл в производстве в период 1976-1982 гг., и скандинавы отмечали его превосходные эксплуатационные качества в непростых климатических условиях своей страны.

Вольво BM-700:

Вольво BM-700

Последний ЮМЗ-6 покинул цех в 2001 г. Трактор сняли с производства из-за общего устаревания, на конвейерах его сменили ЮМЗ-8040.2 и другие, более современные, модели. Но солидный срок «жизни» на производстве – свыше 30 лет – убедительно указывает на удачную конструкцию машины и ее высокий потенциал, остающийся актуальным на протяжении трех десятилетий. Подтверждает это и множество тракторов ЮМЗ-6, что по сей день находятся в активном использовании в сельском хозяйстве и на специальных работах.

Читайте также:  Трактор Т 70 - Технические характеристики

Современный логотип завода:

логотип завода

Технические характеристики трактора ЮМЗ 6

ЮМЗ-6 – классический колесный трактор. В основе конструкции находится состоящая из пары лонжеронов и поперечного бруса полурама, на которой монтируются агрегаты и конструктивные элементы трактора.

Передний мост крепится к раме на шарнирах, поворот колес обеспечивают цапфы. Сзади трактор опирается на рукава полуосей, жестко прикрепленных к корпусу коробки передач. Это обеспечивает простоту конструкции при высокой надежности. Колесная формула трактора ЮМЗ – 4*2, с постоянным задним приводом.

У трактора пневматические колеса с шинами низкого давления и мощными грунтозацепами – это дает ему отличную проходимость. Как и у других машин схожей конструкции, ЮМЗ-6 обладает разным диаметром колес на задней и передней осях

  • 7.5R20-9.0R20 спереди;
  • 15.5R38 по задней.

Это типичное решение, дающее трактору, вместе с задним приводом, хорошую проходимость и маневренность.

Тяговый класс ЮМЗ-6 – 1.4. Он делает его пригодным для использования в различных сферах. Производитель предусмотрел возможность расширения функционала трактора:

  • присутствует раздельно-агрегатная гидросистема;
  • машина оснащена 12-вольтовой бортовой электросетью;
  • есть пневмосистема;
  • предусмотрена задняя навеска для присоединения внешнего оборудования (на картинке ниже – таковая у трактора ЮМЗ-6КЛ в «сельскохозяйственном» варианте).

раздельно-агрегатная гидросистема

Для комфорта водителя имеется гидроусилитель руля. Тормоза колодочные или дисковые, выполнены по пневматической схеме и управляются педалью из кабины. Имеется стояночный тормоз.

Габариты трактора ЮМЗ 6

ЮМЗ-6 – среднеразмерный универсальный трактор:

Длина 4.165 м. с навеской
3.69 м. без навески
Ширина 1.884 м.
Высота трактора 2.66 м. по крыше
2.86 м. по глушителю
Колесная база 2.45 мю
Клиренс 45 см.
Сколько весит трактор ЮМЗ 6 3.35 т. – чистая масса, без учета технических жидкостей
3.89 т. — эксплуатационная
6 т – допустимый вес прицепа трактора ЮМЗ
1.15 т. – допустимый вес доп., оборудования
Скорость движения До 24.5 км/ч.

Приведены основные характеристики, способные несколько меняться в зависимости от конкретной модификации. Все модели трактора имеют продуманную развесовку, благодаря которой машины проходимы и весьма маневренны. ЮМЗ-6 можно использовать на ограниченных пространствах – лесных полянах., в промышленных и сельскохозяйственных строениях, и т. д.

По весу трактора серии ЮМЗ 6 аналогичны (в базовых комплектациях).

Силовая установка

Линейку ЮМЗ оснащали дизельными моторами Рыбинского авиационного завода Д65М/Н.

Буква зависит от того, какой имеет запуск мотора трактор ЮМЗ 6:

  • М – пускаемый электростартером;
  • Н – с запуском от питаемого электростартером карбюраторного двигателя.

запуск мотора трактор ЮМЗ

Благодаря тому, что двигатели к тракторам производились оборонным предприятием, их качество находилось на высоком уровне, благодаря чему повышался моторесурс. Двигатели обеспечивают хорошую для своего класса тягу, надежны и просты в эксплуатации и обслуживании, нуждаясь, в нормальных условиях, лишь в замене рабочих жидкостей и регулировке клапанов через 25 тыс. км пробега.

Но имелись и недостатки:

  • вероятность утечек смазки в узлах и сочленениях;
  • низкие обороты, если сравнивать двигатели с аналогичными;
  • моторам вредит работа вхолостую, приводящая к ускоренному износу.

Основные параметры дизелей Д65:

Мощность двигателя 62 л. с.
Частота оборотов коленвала, об/мин. 1750
Цилиндры 4, рядного расположение
Давление ТНВД, МПа Не менее 17.5
Масса 525-540 кг. (зависит от модели)
Длительность работы трактора на одной полной заправке бака От 10 часов

Внешний вид дизеля Д65Н:

вид дизеля Д65Н

Все моторы атмосферные и работают без турбонаддува, благодаря чему достигается простота конструкции и легкость в обслуживании. Охлаждение – жидкостное. Так же можете прочитать про Минитрактор из мотоблока своими руками.

КПП

ЮМЗ-6 оснащается механической коробкой передач, которая, помимо движения вперед, позволяет трактору двигаться задним ходом и передавать крутящий момент к валу отбора мощности: предусмотрена возможность работы двигателя при включенной муфте сцепления и неподвижном тракторе.

Читайте также:  Трактор ДТ 20 "Гусеничный": Технические характеристики

Схема КПП:

Схема КПП ЮМЗ-6

КПП пятиступенчатая, управляется рычагами. Имеется понижающий редуктор, увеличивающий эффективное число ступеней в два раза. Система шестерней и муфт передает усилие от первичного вала к ВОМ.

КПП трактора снабжена защитой от одновременного задействования двух передач – за это отвечает специальная кулиса. Имеется механизм блокировки для предотвращения пуска мотора при отличном от нейтрального положения коробки. Детали КПП смазываются разбрызгиваемым из картера маслом.

Ходовая

Состав ходовой части трактора ЮМЗ-6:

  • главная муфта сцепления – фрикционная, с сухим картером, двойная. Имеется отдельный механизм для работы вала отбора мощности;
  • КПП (см. выше);
  • задний мост с конечной и главной передачей и дифференциалом.

Оси передних колес – неподвижные, смонтированы на поворотных цапфах. Трактор оснащен телескопической балкой переднего моста, благодаря чему колея может варьироваться.

Кабина тракториста

Типичный вид кабины ЮМЗ-6:

вид кабины ЮМЗ-6

Она отличается надежностью и простотой, при достаточном комфорте управления и информативности приборной панели. Панорамное остекление обеспечивает трактористу хороший обзор, а резиновые амортизаторы предохраняют от вибрации.

Кабина трактора содержит:

  • регулируемое по уровню высоты, подпружиненное кресло;
  • колонку рулевого управления;
  • контрольные рычаги;
  • педали торможения и сцепления;
  • панель приборов, включающую датчики давления пневматики и масла, спидометр, индикаторы тока в бортовой сети.

Для удобства механизатора предусмотрена система отопления, имеется также ящик для аптечки, в стандартную комплектацию трактора входит термос.

Навесное оборудование

К ЮМЗ-6 разработано множество позиций навесного оснащения под различные цели – насчитывается 258 вариантов возможного «обвеса». Основные типы «обвеса»:

  • плуги, бороны, культиваторы, прочие варианты сельскохозяйственных приспособлений;
  • компрессоры, аппараты для сварки, иная техника общего назначения;
  • прицепы;
  • землеройное оборудование, и пр.

Вариант экскаватора на основе машины ЮМЗ. Трактор ЮМЗ 6 экскаватор может весить до 3.9 т. в зависимости от комплекта:

может весить до 3.9 т.

Оборудование (кроме бульдозерного ковша) монтируется на заднюю навеску (помимо некоторых образцов промышленной версии ЮМЗ-6К, о которой будет сказано далее). Механизм навески трактора оснащен приводом с гидроцилиндром, благодаря чему возможно перемещение навесных агрегатов по вертикальной оси. А функционирование самих агрегатов обеспечивается передачей крутящего момента через ВОМ и дополнительными устройствами подключения пневмо-, гидро- и электрооборудования к бортовым сетям трактора.

Навеска сконструирована так, что тракторист может самостоятельно подключить устройства и оперировать ими. В этом помогает тягово-сцепное устройство СА-1, управляемое пультом в кабине оператора. Благодаря этому вырастает производительность работы и отпадает нужда в помощниках.

Модификации трактора ЮМЗ 6

Конструкторы Южмаша весь период производства трактора трудились над улучшением его эксплуатационных характеристик. Создано четыре модификации машины:

  • 6Л, годы производства 1970-1978.

6Л трактор

Первый трактор в серии. Конструктивно это практически полный аналог базовой модели МТС-5, имеется чисто декоративное отличие в виде закругленной решетки радиатора.

  • 6АЛ, 1978-86 гг.

6АЛ трактор

Трактор 6-АЛ еще сохраняет многие «исходные черты», но в нем значительно усовершенствовали и доработали тормозную систему, изменился дизайн радиаторной решетки, приборной панели. Производитель внедрил регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, форма капота трактора поменялась на прямоугольную.

  • 6К, 1986-93 гг.

6К трактор

Как уже упоминалось, это промышленный трактор, лишенный навески сзади. В нем предусмотрели механизмы крепления экскаваторного оборудования и/или ножа бульдозера. Хотя изначально предполагалось исключительно промышленное применение, позднее была создана и сельскохозяйственная модификация трактора без изменения индекса.

  • 6АК, 1993-2001 гг.

6АК трактор

Самая современная модель трактора – с оптимизированной кабиной и доработанным управлением; в частности, руль получил новый механизм регулировки. Гидравлическая система также подверглась модернизации, получив силовой и позиционный регулятор.

Важно: в маркировках тракторов ЮМЗ встречаются буквы Л и М. Они означают метод запуска двигателя машины: трактор с маркировкой М оснащен электростартером, а буква Л (например, 6ЛК) указывает на пусковой карбюраторный двигатель (см. выше описание моторов).

Особенности устройства

Основная часть остова трактора – пара жестко сцепленных брусом швеллеров, служащая опорой для агрегатов и элементов. Корпус коробки переключения передач содержит, помимо собственно КПП, понижающий редуктор в переднем отсеке и ВОМ, дифференциал и управление тормозами – в заднем.

Читайте также:  Трактор Т30 "Владимирец" - Технические характеристики

Руль трактора оснащен ГУРом, что позволяет оператору не прикладывать значительных усилий. Гидроусилитель простейший, без каких-либо устройств автоматизации.

Для большей проходимости и мягкости хода ЮМЗ 6 комплектуется шинами пониженного давления.

Трактор обладает достаточно высоким центром тяжести, что, в теории, обеспечивает ему комфортное преодоление только небольших уклонов (до 10 градусов). Практика, однако, продемонстрировала хорошую способность машины справляться и с более серьезными препятствиями.

Особенности эксплуатации

И промышленные, и сельскохозяйственные образцы тракторов ЮМЗ 6 показали себя неприхотливыми в работе, надежными и долговечными: средний ресурс дизельного мотора до капремонта – до 10 тыс. моточасов. В силу достаточно простого устройства трактор легко обслуживать даже вне специализированных сервисов. В печати и свободном доступе в сети можно отыскать все схемы и инструкции по сервисному обслуживанию этих тракторов.

образцы тракторов ЮМЗ 6

О долговечности машин говорит и то, что заявленный производителем тракторов срок эксплуатации – 10 лет, но сегодня, спустя более 15 лет после остановки производства, эти трактора активно применяются. При этом в работе можно встретить модели даже первых лет выпуска. Все это указывает на большой запас заложенной конструкторами прочности. На Западе также высоко оценили качества тракторов ЮМЗ-6, подтверждением чего служит вышеописанная сделка с концерном Volvo.

Весит трактор ЮМЗ относительно немного, и благодаря шинам низкого давления может использоваться там, где оказывается непригодна более тяжелая техника.

Несмотря на такие выдающиеся данные, у тракторов ЮМЗ есть и некоторые типичные проблемы:

  • поломка гидроусилителя. Чаще всего выходит из строя шестереночный насос, нагнетающий рабочую жидкость;
  • поломка сцепления по причине износа накладок фрикционов – от времени или при интенсивных нагрузках на узел;
  • возникновение выработки в блоке цилиндров, особенно часто происходящее при некачественном обслуживании трактора, несоблюдении интервалов замены моторного масла;

выработки в блоке цилиндров

  • неполадки топливной системы: чаще всего из строя выходят изнашивающиеся форсунки;
  • износ пружин и механизма ГРМ;
  • иногда отмечаются проблемы с запуском тракторов «Беларусь» МТЗ (ЮМЗ) с «пускача» при отсутствии должного ухода за последним.

Но указанных проблем можно легко избежать, если своевременно и правильно обслуживать трактор.

Заключение

Трактора линейки ЮМЗ-6 можно назвать одними из самых успешных примеров конструкции советской и российской техники. Несмотря на прекращение производства, они по-прежнему остаются популярным вариантом в выборе техники для решения различных задач. Удачная и продуманная конструкция, надежность и неприхотливость позволяет сказать, что спрос на эти трактора в ближайшие годы вряд ли снизится.

Вместе с тем, какие демонстрирует трактор ЮМЗ 6 технические характеристики, еще один немаловажный фактор выбора – цена. Современные отечественные или зарубежные образцы с аналогичным функционалом имеют стоимость, как правило, от 500000 р. и выше, что не всегда доступно для покупателей (особенно если это частное лицо или небольшая компания). Трактора ЮМЗ-6 подходящей модификации в хорошем состоянии можно найти на рынке в пределах 100000-300000 р.

Интересно: трактор оказался неожиданно пригоден к тюнингу, владельцы подвергают доработкам тормоза, двигатель и другие узлы. По запросу «тюнинг ЮМЗ» (или «тюнiнг» для украиноязычного сегмента) можно отыскать множество тематических материалов от владельцев этих тракторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТОПТЕХНИК.РУ
Добавить комментарий